Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Авто из Китая

CHERY

Kimo   Very   Bonus   М11   IndiS   Tiggo 

DATSUN

BRILLIANCE

GREAT WALL

Geely


 

Авто из Кореи

 HYUNDAI

 Solaris   i30   i40   Elantra New       Sonata   Santa Fe   ix35

 KIA

Picanto   Rio   Cee'd   Cerato

Optima


Другие авто-тесты

Тесты автошин


 Авто в кредит

Авто в кредит


Про авто

Полезная информация 

Автолекбез

 
 
Пробки на Яндекс.Картах

 Все новости сайта - в VK

 

 

Нулевые фильтры

Нулевые фильтры

Опубликовано 23.04.2015

Всё о фильтрах по­ниженного сопротивления

Найти тюнингованный автомобиль, под капотом которого не было бы фильтра по­ниженного сопротивления, практически не­возможно. Так называемые «нулевики» давно и прочно стали неотъемлемой частью дора­ботки впускной системы практически всех за­ряженных моторов. Однако действительно ли они реально и насколько ощутимо облегчают дыхание двигателя и прибавляют мощность?

 

Найти тюнингованный автомобиль, под капотом которого не было бы фильтра по­ниженного сопротивления, практически не­возможно. Так называемые «нулевики» давно и прочно стали неотъемлемой частью дора­ботки впускной системы практически всех за­ряженных моторов. Однако действительно ли они реально и насколько ощутимо облегчают дыхание двигателя и прибавляют мощность?

 

 

Установка фильтра пониженного сопротивления или «нулевика» вместо штатного фильтроэлемента,  для многих начинающих любителей тюнинга, есть самый первый и, пожалуй, самый малозатратный шаг в доработке серийной машины. Благо, никакого специального инструмента и слесарных навыков для монтажа данного агрегата не требуется, а уж эффект, указанный, вернее сказать - прорекламированный на коробке, проявится обязательно!
По крайней мере, покупателю, заплатившему свои кровные за «нулевик», хочется в это верить. Ведь,  установкой фильтра пониженного сопротивления,  мы освобождаем дыхание мотору, а уж он, взамен или в благодарность (кому как нравится) за это, прибавит несколько лошадиных сил «задушенной» мощности двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Но если бы все было так просто, то эти же самые фильтры монтировались на автомобили еще на стадии их производства, то есть на сборочном конвейере. Неужели заводские инженеры специально «душат» силовые агрегаты, чтобы дать шанс лю­бителю тюнинга исправить их огрехи и почувствовать себя великим техником?

 

 

Тонкости отсева

Начнем с прописной и самой главной истины, а она гласит - воздушный фильтр должен любой ценой задерживать содержащуюся в воздухе пыль и не допустить ее в цилиндры двигателя. Вторая, не менее важная истина - чем тонь­ше фильтрация воздуха, тем меньше размеры пор имеет фильтровальный материал и тем выше сопротивление фильтра. Но цель установки фильтра пониженного сопро­тивления состоит именно в том, чтобы снизить это самое сопротивление на впуске, то есть дать мотору свободно ды­шать и при этом не допустить в цилиндры больше чем нужно пыли, читай абразива. Что для этого требуется? Правильно - увеличить размер нор, через которые пойдет воздух. Что же получается: с одной сторо­ны снижаем сопротивление на впуске с другой рискуем накормить мотор пылью.

Иными словами, правильный «нулевик» являет собой некий компромисс, а его технические характеристики проходят по некой тонкой грани - шаг вле­во, шаг вправо и наблюдаются либо ухудшение тонкости от­сева (фильтрации), либо рост сопротивления на впуске. А казалось бы, все так просто! И это только начало нашего раз­говора о «тонкостях» и «гра­ницах», которые должны знать и не переходить любители тюнинга, решившие оснастить свою машину «нулевиком».


Обо всем по порядку...

Первое, что должен знать ав­толюбитель, это то, что мотор его гражданской(!) - подчер­кнем это слово еще раз - граж­данской машины рассчитан на гораздо больший срок службы, чем силовой агрегат спортив­ного болида. Последний, как это часто случается, может даже не дожить и до конца гонки. Поэтому для одного силового агрегата качествен­ный воздушный фильтр это жизненная необходимость, а для второго - часто не больше чем сетка от комаров - куски грязи во впускной коллектор не залетают и хорошо! Какой именно перед вами фильтр можно узнать, изучив его техническую характеристику. В ней, разумеется, на первом месте будет указана величина, на которую упадет сопро­тивление на впуске и сколько в результате этого мощно­сти прибавится у ДВС, а на последнем степень очистки воздуха. Где-то между ними производитель фильтра обо­значит предельную мощность мотора, с которым может работать его «нулевик». Само собой разумеется, куплен­ный вами для инсталляции агрегат должен иметь запас по мощности, в противном случае, фильтр будет работать на пределе своих возможно­стей, требовать более частой промывки и пропитки свежим маслом. О том, зачем это делается, скажем ниже. Пока вы должны четко усвоить - между мощностью мотора и технической характеристикой фильтра имеется строгая за­висимость. Нельзя устанавли­вать на 150-ти сильный мотор фильтр, рассчитанный на работу с 100-сильным двигате­лем. Идеальный вариант, когда «нулевик» продается в коробке с необходимым крепежом, инструкцией но монтажу и главное предназначен именно для вашего автомобиля! Это означает, что производитель фильтра не просто рассчитал его параметры относительно мощности и рабочего объ­ема конкретного двигателя внутреннего сгорания, но и определил для фильтра наилучшее место под капотом.

 


Настройка инструмента

О том, что может произойти, если неправильно разместить «нулевик», мы также упомя­нем. Наберитесь терпения, как-никак о тюнинге, то есть - настройке, говорим.

А тут, как с музыкальными инструментами - если настро­ить только часть струн гитары или скрипки, то музыка полу­чится отвратительная. Ласкать же слух будет исключительно гармонично настроенный инструмент. С доводкой машины, все то же самое.

 

 

Первое - если хотите получить достойный результат - все работы должны проводиться не "на коленке", а с применением всех возможных технических и умственных ресурсов, а ещё лучше, доверить подбор и установку "нулевика" специалистам,  у которых есть нужные знания, инструменты, компьютерная диагностика автомобиля и главное опыт... 

Второе - почувствовать обещанную прибавку мощно­сти равную, как правило, и в самом оптимистичном случае, пяти - шести процентам, можно только при наличии высокоточного стенда диагностики (и здесь вам пригодятся специализированные сервисы). 

Что это означает?
А то, что установив фильтр пониженного сопро­тивления, не стоит ждать от мотора ощутимых на дороге чудес, а не получив их, воз­вращать продавцу «неконди­ционный» товар, ссылаясь на закон о «нравах потребителя». Кстати, если вернуться к обе­щанной прибавке в 5-6 % мощности, то помните, что она может быть достигну­та только на пике внешней скоростной характеристики мотора, а именно на оборотах двигателя близких к макси­мальным. Именно на этом режиме силовой агрегат по­требляет большее количество воздуха и, значит, ему дей­ствительно важно облегчить дыхание. Толкаясь в пробках или соблюдая скоростной режим в населенных пунктах, а там, как известно, быстрее 60 км/ч ездить запрещено, про отдачу высвободившей­ся мощности от применения фильтра - «нулевика» можете забыть. Но и это еще не все: максимальная прибавка мощ­ности будет зафиксирована на изначально более мощных моторах, имеющих большой рабочий объем. Рассчитывать, что после установки фильтра на десятисильный «дырчик» к его табуну прибавиться один ишачок - наивно!
А теперь, взвесьте все за и против и ответьте себе - нужен ли вам фильтр пониженного сопро­тивления, если реального увеличения мощности от него ждать не приходится?
Конечно стоит, ведь он так красив, что хочется ездить с открытым капотом, чтобы все любова­лись...
Чем и как долго?

Красота - понятие временное

Фильтр пониженного сопро­тивления, новый, только что установленный под капот - украшение моторного отсека.

И в правду: зеленый, синий или иного яркого цвета конус, полусфера, цилиндр про­изводят яркое впечатление, однако, не долго. Всего через пару-тройку тысяч километров он превратится в замарашку, обрастет слоем пыли и грязи. Такой взять без рукавиц про­тивно, не то что показать друзьям и знакомым. Почему так происходит? Да потому что используемые для изготовле­ния фильтров пониженного со­противления нетканые волокна (так называемые хлопковые фильтры) или вспененные материалы (поролоны) требу­ют обязательной обработки минеральным маслом перед началом использования. Да-да, это не ошибка и не опечатка - фильтр перед его монтажом на трубу впускного коллектора в буквальном смысле пропиты­вают маслом. А грязь и пыль на масло налипают как мухи на... клейкие ленты, свисаю­щие с потолков продуктовых магазинов. Возникает резон­ный вопрос - зачем делается пропитка? Дело в том, что указанные выше материалы, из которых изготавливаются фильтры с низким сопротив­лением, имеют относительно большие поры. Собственно говоря, как мы уже упомянули выше, именно от их размера и зависит оказываемое фильтром сопротивление воздуху. Так вот, чтобы частицы абразива (ныли и грязи) не проникали через них в двигатель, они должны прилипнуть к маслу.

 

Все гениальное - просто!

А есть ли фильтры, которые не теряют со временем своей привлекательности? Есть! Это те, которые монтируются (устанавливаются) в штатный корпус. То есть прячутся от глаз подальше! Их геометри­ческие размеры, в том числе посадочные под уплотнитель, точно повторяют заводские изделия. Это очень важно, так как любое отклонение при­ведет к тому, что на стыках корпуса и фильтра образуются щели, через которые в мотор абсолютно свободно пойдет неочищенный воздух. Фильтр, действительно, станет нуле­вого сопротивления. Эффект «свободного дыхания» проя­вится в полном объеме: только беспрепятственно идущий в цилиндры абразив прикончит мотор до проведения очеред­ного технического обслужи­вания фильтра.
Тогда возни­кает резонный вопрос - а как определить плотно садится фильтр в штатном корпусе или нет? Проще всего это сделать, осмотрев оттиск ребер корпу­са фильтра на полиуретановом (как вариант - резиновом) уплотнителе фильтроэлемента. Разрывов в линии по всему периметру быть не должно. 
Другой, более правильный вариант - приоб­рести фильтр известного брен­да. Серьезная фирма не станет рисковать своей репутацией, выпуская продукцию не со­ответствующую технической документации.

Еще один вариант избавить­ся от грязнули под капотом - приобрести фильтр в корпусе. Последние могут изготав­ливаться как из пластика, полированной нержавеющей стали или алюминия, так и благородного карбона. В трех последних вариантах цена «ну­левиков» практически удваи­вается относительно откры­тых конструкций. Стоит ли платить двойную цену, только за красоту? Стоит, потому как, помимо презентабель­ного внешнего вида, жесткий корпус позволяет оградить фильтр от горячего возду­ха, который всегда имеется под капотом. Вспомните про горячее дыхание двигателя... Кроме того, если насадить на корпус удлинитель - шланг подходящего диаметра - то можно организовать забор воздуха из самой холодной точки подкапотного простран­ства или вообще из под брыз­говика. А чем холоднее воздух, тем выше его плотность, тем больше в нем кислорода - окислителя, а значит, в одном и том же объеме можно сжечь больше топлива, получив тем самым дополнительную энер­гию и мощность. Но это тема отдельного разговора. Вернем­ся к фильтрам - точнее низко расположенному забору возду­ха. Следует помнить, что при проезде лужи мотор обяза­тельно хлебнет через систему впуска воды, а поскольку жид­кость не сжимаема, то гидро­удара и капитального ремонта двигателя избежать не удастся. Различного рода ухищрения в виде так называемых «редук­ционных» клапанов, через ко­торые сбрасывается, втянутая во впускную магистраль вода, помогают не всегда. Поэтому не стоит на них уповать, а луч­ше расположить забор воздуха грамотно - повыше от земли или в месте, где вода не сможет в него попасть. Повыше - не означает на крыше! Никогда не воспринимайте рекомендации буквально. Кстати, стремление организовать забор воздуха из расположенных на капоте «ноздрей» - также не лучший вариант. Дело в том, что при движении в дождь в «ноздрю» по капоту будет струями зате­кать вода, что, опять-таки, мо­жет привести к ее попаданию в мотор. Что касается желания таким образом улучшить на­полнение цилиндров свежим зарядом, то на скорости во впускной трубопровод под напором, действительно, за­ходит больше воздуха, только мало кто из «тюнингеров-любителей» догадывается о том, что наполнение цилиндров носит волнообразный характер. Иными словами воздух во впускном трубопроводе пульсирует в такт вращения коленчатого вала и открытия закрытия клапанов. Не даром, для обеспечения более полно­го наполнения каждого цилин­дра, его впускной трубопровод не просто имеет свою длину, но и геометрию. «Пауки» простой формы устанавлива­ются на относительно старые моторы. Современные силовые агрегаты имеют впускную си­стему сложной конструкции.

Хитрости и хитрецы

Как завлечь покупателя и склонить его к приобретению именно своего фильтра? Для производителя «нулевиков» данная задача весьма не про­стая, поэтому они не ограни­чиваются выпуском фильтров пониженного сопротивления классических форм: кону­сов, цилиндров, полусфер, а придумывают им различные насадки, корпуса, забор­ные трубы-гофры и прочие «блесны», на которые должен клюнуть покупатель. Причем, каждая «примочка» сопрово­ждается весьма подробной и с технической точки зрения правильной аннотацией-описанием. Насколько все эти ухищрения повышают эффек­тивность работы фильтров пониженного сопротивления, судить не станем. Любая оцен­ка должна быть объективной, то есть даваться экспертами из аккредитованных лабора­торий, которые провели ряд тестов и получили конкретные цифры. Поэтому мы лишь при­ведем примеры того, какими дополнительными устройства­ми могут комплектоваться «нулевики».

Первое место по популярно­сти занимают внешние корпу­са, о которых мы обмолвились выше. Монтаж фильтра в кор­пус не просто ограждает его от контакта с горячим воздухом, но и позволяет нужным обра­зом направить потоки очища­емого воздуха, чтобы сделать данный процесс максимально эффективным.
Второе место стоит отдать шлангам-удлинителям, благодаря которым забор воздуха может произво­диться из конкретной области подкапотного пространства.
Третье место удерживают на­садки, закручивающие потоки входящего воздуха. Они могут быть как интегрированными, то есть намертво приклеиваемыми к «носу» конических фильтров, так и насаживаемые на них подобно колпачку. По­следние, больше относятся к экзотике и встречаются доста­точно редко. Заметим, что эф­фект закручивания воздушных потоков достигается в дан­ном случае только, если сам фильтр расположен в круглом корпусе - трубе или опять - таки конусе, венчаемом прак­тически ракетным соплом. Говорить об аэродинамиче­ских качествах таких изделий можно бесконечно. Но лучше бы их производитель прила­гал распечатку официальных испытаний, проведенных в сертифицированной лабора­тории. Увы, обнаружить такую заветную бумажку в упаковоч­ной коробке - все равно, что выиграть в лотерею.

 

Источник: "Авто обзор" №39 (2015г.)

 

Другие статьи раздела:

 

 

 

Вернуться к списку статей раздела "Автолекбез"